Что такое цифровая трансформация и чем она отличается от цифровизации и Индустрии 4.0 Что такое цифровая трансформация и чем она отличается от цифровизации и Индустрии 4.0

Что такое цифровая трансформация и чем она отличается от цифровизации и Индустрии 4.0

Что такое цифровизация 

Цифровизация, или внедрение цифровых технологий в бизнес-модели компаний, началась более 50 лет назад. В 1964 году компания IBM анонсировала System/360 — первое семейство компьютеров, предназначенных для охвата всего спектра применения с разной степенью производительности, но с одним и тем же набором команд.

В прошлом программы были написаны для какого-то конкретного оборудования, а это означало, что программный код должен постоянно обновляться при его замене. С S/360 необходимость в этом отпала. Такая особенность позволяла заказчику использовать недорогую модель, после чего обновиться до более сложной системы с ростом компании — без необходимости переписывать программное обеспечение. Это передовая технология привела к выпуску более мощных, небольших компьютеров. 

Затраты на разработку System/360 составили около $5 млрд. Это был второй по стоимости проект научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ 1960-х годов после программы «Аполлон».

Источник фото: Habr

В 1981 году был представлен IBM PC. Менее чем через десять лет многие компании использовали ПК для оцифровки своего бизнеса (электронные таблицы, различные вычисления и обработка текстов). IBM S/360 и ПК должны были повысить эффективность, а также помочь компаниям стать быстрее и конкурентоспособнее. В 1983 году была представлена NetWare от Novell — сетевая операционная система с набором сетевых протоколов для взаимодействия с компьютерами-клиентами, подключенными к сети. NetWare позволила ПК обмениваться данными внутри организации с низкими затратами.

С появлением более совершенных технологий эффективность бизнеса возросла еще больше: автоматические системы рабочих процессов полностью оцифровывают бизнес-процессы. Вот несколько примеров такой оцифровки:

  • Электронные таблицы (VisicCalc — первая электронная таблица для ПК. Именно VisiСalc превратил компьютеры в инструмент ведения делового документооборота);
  • Планирование производства (ERP — планирование ресурсов предприятия — организационная стратегия интеграции производства и операций, управления активами, трудовыми ресурсами и финансового менеджмента, ориентированная на оптимизацию ресурсов);
  • Управление документами (ECM — стратегическая инфраструктура и техническая архитектура для поддержки единого жизненного цикла неструктурированной информации различных типов и форматов);
  • Программное обеспечение для управления персоналом (например, HR Software);
  • CRM — система управления взаимоотношениями с клиентами.

При чем здесь Индустрия 4.0…

Хайтек-стратегия правительства Германии «Индустрия 4.0» получила мировое признание из-за четкости формирования цели и взята на вооружение многими странами мира. Она описывает концепцию «умного производства» на основе промышленного интернета вещей (IIoT), объединяет физическое производство и операции с интеллектуальными цифровыми технологиями, машинным обучением и большими данными. Цифровизация — один из необходимых элементов модели Индустрии 4.0. (Четвертая промышленная революция или переход к Индустрии 4.0 — актуальная для бизнеса тема. Узнайте, что мешает российским предприятиям внедрять новые технологии).


Источник: журнал «ИСУП»

… интернет вещей 

Интернет вещей (IoT) — это глобальная сеть подключенных к интернету устройств, которые могут взаимодействовать между собой с помощью встроенных технологий передачи данных. Все они подключены к центрам управления, анализа и контроля информации. IoT объединяет реальные вещи в виртуальные системы, способные решать совершенно разные задачи. В зависимости от типа коммуникации устройств IoT-проекты можно условно разделить на два типа: массовые и критические. У каждого свои задачи и требования к сети. Массовые IoT-проекты — это «умные» дома, счетчики, решения для отслеживания грузоперевозок и др. Примерами «критической» машинной коммуникации могут быть автономные автомобили, управление транспортными потоками или промоборудованием, удаленная хирургия. 

Ключевая идея концепции — соединить между собой все объекты, которые только можно соединить, подключить их к сети и за счет этого получить синергию.

… и Общество 5.0

В 2016 году Япония поделилась с миром большим планом общественных преобразований — концепцией «Общество 5.0». И если немецкая Индустрия 4.0 — это своего рода «умный бизнес», то Общество 5.0 — это «суперумное общество».

Программа направлена на цифровизацию на всех уровнях японского общества и цифровую трансформацию самого общества. Важную роль в развитии концепции играют интернет вещей, искусственный интеллект, VR/AR, Big Data (аналитика) и так далее. Тем не менее, речь идет не только о технологиях в жизни людей. В концепции описаны проблемы, с которыми сталкивается Япония (старение населения, стихийные бедствия, загрязнение окружающей среды), которые актуальны и для других стран.

Что же такое цифровая трансформация

Поскольку цифровая трансформация выглядит по-разному для каждой компании, сложно дать однозначное определение, которое применимо ко всем. В целом, цифровая трансформация — это внедрение современных технологий в бизнес-процессы предприятия. Такой подход подразумевает не только установку современного оборудования или программного обеспечения, но и фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешних коммуникациях. В результате повышаются производительность каждого сотрудника и уровень удовлетворенности клиентов, а компания приобретает репутацию прогрессивной и современной.

«Цифровую трансформацию можно определить как стратегическую трансформацию бизнеса, когда предпочтения и поведение клиентов определяют решения в области корпоративных технологий. Это сквозное преобразование в масштабах всего предприятия, которое влияет на все части организации»
Александр Бушек, евангелист цифровой трансформации, старший директор, аналитик в Gartner


«Каждое цифровое преобразование будет начинаться и заканчиваться клиентом, и я вижу это в голове каждого генерального директора, с которым общаюсь»
Марк Бениофф, председатель совета директоров и генеральный директор корпорации Salesforce 

«М.Видео–Эльдорадо»

Руководитель стратегического направления Группы «М.Видео–Эльдорадо» Фёдор Савельев связывает цифровую трансформацию не только с обновлением технологий и бизнес-процессов внутри компании, но в первую очередь с изменением бизнес-стратегии. По его словам, трансформация происходит в моменты, когда у компании получается по-новому оценить меняющийся рынок, потребности своих клиентов и найти новые направления развития с учетом происходящих перемен.

«Цифровая трансформация — это, в первую очередь, изменение текущих практик ведения бизнеса в области принятия решений, которые либо принимаются человеком на основе анализа “жестких” данных, либо отдаются на откуп системам, исключая человека из процесса, — поясняет он. — Другая область цифровой трансформации — это следование за клиентом в процессе цифровизации его стиля жизни».


Например, с развитием интернета вещей и голосовых помощников роль покупателя будет перетекать к машинам — «Алиса», «Сири» или холодильник будет принимать решение о том, что именно купить, учитывая предпочтения владельца. Человек, в будущем, начнет отдавать все больше полномочий технике, сначала по незначительным вопросам, а с ростом доверия и по более значимым: от выбора конкретной марки молока, до выбора страхового медицинского плана для всей семьи.

«Цифровая трансформация для нас в этом смысле — это в том числе понимание и ответ на потребности новых клиентов — “цифровых алгоритмов”. Ещё один значимый тренд в поведении покупателей — это запрос на персонализацию, товарные предложения под конкретные потребности, зачастую еще не сформировавшиеся, на основе аналитики данных, обогащенных за счёт разных сфер потребления, интеграция в “экосистемы”, поиск синергии в сферах, которые еще недавно считались никак не связанными, например, банковских услугах и доставке еды», — говорит Фёдор Савельев.

ВТБ

«Мир быстро меняется вследствие тотальной диджитализации, и многие технологические компании проходят стадию цифровой трансформации для того, чтобы выйти за рамки традиционного бизнеса и использовать новые информационные технологии. Максимально оперативно это получается реализовать технологическим гигантам и стартапам, которые быстро занимают цифровые ниши на рынке. При этом догнать лидеров невозможно без радикальных изменений, которые, я считаю, можно назвать цифровой трансформацией»
Дмитрий Кривицкий, лидер стрима «IT Трансформация» департамента цифрового бизнеса ВТБ


По данным Дмитрия Кривицкого, больше 70% банков планируют проводить цифровую трансформацию в ближайшее время, а более 90% считают этот процесс жизненно необходимым для бизнеса. ВТБ в рамках стратегии развития до 2022 года готовится к переходу на системы нового поколения для рывка в технологическом развитии. Одной из ее стратегических целей является цифровой омниканальный контур, который позволит предложить клиентам полностью цифровое обслуживание и 100% доступность продуктов в онлайн-каналах.

Что цифровая трансформация даёт бизнесу

Директор департамента аналитики и управления данными компании «Магнит» Артем Алексеев объясняет, что цифровая трансформация включает в себя оптимизацию и автоматизацию процессов с использованием цифровых технологий. Данные о бизнес-операциях оцифровываются, и, как только они оцифрованы, алгоритмы, а не люди, могут начать принимать решения. 

Алгоритмы не устают и очень быстро учатся, могут работать на самом детальном уровне, быстро адаптироваться и принимать миллионы и миллиарды решений в секунду. Это позволяет не только ускорять и улучшать процессы в текущих бизнес-моделях (например, решение о выдаче кредита сейчас может приниматься за доли секунды, на что раньше уходило до нескольких недель), но и создавать новые бизнес-модели, такие как экосистемные, платформенные бизнесы.

  • Яркий пример — агрегаторы на конкурентном рынке. Новые модели, основанные на использовании аналитики данных, позволяют предложить огромный выбор, персонализацию, скорость и дешевизну на масштабе, недоступном традиционным компаниям. Именно поэтому многие компании стремятся стать технологическими. 

Как технологии и новые модели меняют бизнес: примеры 

Кейс Best Buy

Десять лет назад многие думали, что Best Buy умрет. Даже сотрудники компании не верили, что она сможет выстоять против Amazon. Но новый генеральный директор и цифровая стратегия превратили магазин электроники из места покупки компакт-дисков в цифрового лидера в области технологий. Вместо того, чтобы просто продавать продукты, бренд стремится улучшить жизнь людей с помощью технологий.

Best Buy приложила большие усилия, чтобы сократить сроки доставки. Они ввели программу сопоставления цен и переключили свое внимание на консультирование клиентов, а не просто продажу. Сотрудники Best Buy предлагают консультации на дому, а дочерняя компания Geek Squad теперь будет ремонтировать все в доме клиента за фиксированную годовую плату.

Best Buy также перешла от преимущественно почтового маркетинга к почти полностью цифровой стратегии. Они используют данные для создания профилей клиентов, чтобы предоставить индивидуальные рекомендации и помощь.

Кейс Home Depot

Когда-то это был обычный магазин товаров для дома. Сегодня у Home Depot есть профессиональный отдел данных и информационных технологий. Они инвестировали в улучшение и объединение своих физических и онлайн-покупок, то есть сами отправляются к подрядчикам и привозят в магазин покупки, которые были сделаны в онлайне. Таким образом обеспечивается бесперебойная работа по всем каналам. Home Depot также добавили визуальный и голосовой поиск в свое приложение, чтобы предоставить клиентам еще больше возможностей.

Картинки по запросу "Home Depot suply chain""

Склад Home Depot. Источник: RIS

Коротко о главном 

Что такое цифровая трансформация? 

  • Цифровизация — внедрение цифровых технологий в бизнес-модели компаний.
  • Индустрия 4.0 — концепция «умного производства» на основе промышленного интернета вещей, объединяющая физическое производство и операции с интеллектуальными цифровыми технологиями, машинным обучением и большими данными. 
  • Интернет вещей — глобальная сеть подключенных к интернету устройств, которые могут взаимодействовать между собой с помощью встроенных технологий передачи данных. 
  • Цифровая трансформация —— внедрение современных технологий в бизнес-процессы предприятия, которое подразумевает фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешних коммуникациях.
  • Цифровизацию, индустрию 4.0 и интернет вещей можно назвать составляющими цифровой трансформации.

В чём особенности цифровой трансформации? 

  • Цифровая трансформация — это изменение текущих практик ведения бизнеса в области принятия решений, которые либо принимаются человеком на основе анализа данных, либо отдаются на откуп системам, исключая человека из процесса.
  • Алгоритмы позволяют не только ускорять и улучшать процессы в текущих бизнес-моделях (например, решение о выдаче кредита сейчас может приниматься за доли секунды, на что раньше уходило до нескольких недель), но и создавать новые бизнес-модели, такие как экосистемные, платформенные бизнесы. 
  • Новые модели, основанные на использовании аналитики данных, позволяют предложить огромный выбор, персонализацию, скорость и дешевизну на масштабе, недоступном традиционным компаниям. Именно поэтому многие компании стремятся стать технологическими. 
  • Важная часть цифровой трансформации — следование за клиентом в процессе цифровизации его стиля жизни.
  • Для проведения цифровой трансформации нельзя использовать только одну технологию или оцифровать один бизнес-процесс. Необходим комплексный подход к использованию информационных технологий во всех процессах компании, причем не только внутри, но и при взаимодействии с окружающим миром, заказчиками, партнерами и государством. 

Источник: https://rb.ru/story/what-is-digital-transformation/
13.12.2019
|
Рейтинг ()

Возврат к списку