Автотрасса E263 — это главная магистраль между столицей Эстонии Таллинном и вторым по величине городом Тарту. На участке между населёнными пунктами Арду и Выйбу идёт крупная реконструкция: новая трасса будет короче почти на километр. Одним из ключевых элементов стала развязка Му́стла, где пришлось решать нестандартную задачу — как построить подпорные стены почти вертикального профиля, не влезая в известняковое основание и не теряя времени на монолитные работы?
Решение оказалось как простым, так и инженерно изящным: модульная система Geo5 Redi-Rock, которая позволила отказаться от трудоёмкой технологии заглублённых стен, не теряя при этом в устойчивости. Разбираемся, как именно это сделали.
Развязка Му́стла включает мост, для которого требовались подпорные стены с почти вертикальным профилем. Общая длина стен — около 90 метров, с максимальной высотой удержания 4.16 м и дополнительным 3.4-метровым откосом до уровней под устои. Особенность конструкции: двухопорная колонна проходит всего в 1.7 м от лицевой стороны стены. То есть нагрузка на удерживающую конструкцию весьма серьёзная.
Грунт на участке — это преимущественно пылеватый мелкий песок, под которым — неглубокий известняк. То есть для классического метода с заглублением и отливкой основания пришлось бы бурить и заливать бетон прямо в скале. Дорого, долго, неудобно. Именно поэтому подрядчик Pärnu Graniit обратился к Geoman Ltd. с предложением использовать Redi-Rock.
Это модульная система сегментных блоков, которая изначально проектировалась как гравитационные подпорные стены, но с возможностью армирования. Блоки Redi-Rock имеют полую сердцевину, через которую можно протягивать полосы георешётки (geogrid), формируя полноценную армированную землю. Стандартная ширина ленты — 300 мм, она укладывается в нижней и верхней части блока. Это создаёт замкнутую систему, в которой усилия натяжения уравновешиваются, а прочность соединения не зависит от глубины закладки.
Плюсы:
Уже перед стартом строительства выяснилось, что для дорожного барьера перед северной опорой моста оставили слишком мало места. После корректировки трассы между стеной и опорой осталось всего 350 мм — это крайне мало для стандартного модуля. Что делать?
Инженеры нашли оригинальный выход: отлить только переднюю часть блока Redi-Rock (300 мм) и заложить в неё арматуру, которой блоки увязывались с георешёткой позади колонны. Плюс — при засыпке использовали лёгкую технику, чтобы не перегрузить стену с уменьшенной глубиной. Вся конструкция была завершена в июне 2019 года.
Все расчёты проводились в программном обеспечении Geo5 Redi-Rock. Почему именно оно?
Программный комплекс выполняет полный спектр проверок: от несущей способности и осадок до устойчивости к опрокидыванию.
Благодаря использованию Geo5 Redi-Rock:
Проект Му́стла — это отличный пример того, как современные модульные технологии и грамотный инжиниринг позволяют преодолевать ограниченные условия без избыточных затрат.
Отчет по этому проекту https://www.finesoftware.ru/kontekstnaya-spravka/geo5/ru/program-redirock-wall-01/
Все о работе модуля Redi-Rock https://www.finesoftware.ru/kontekstnaya-spravka/geo5/ru/program-redirock-wall-01/
Источник: https://www.finesoftware.eu/geotechnical-software/projects/