Уверен, что на первый план выйдут вопросы снижения расходов и повышения эффективности труда. Если до кризиса организация платила сотруднику деньги за то, что он приходил вовремя и отрабатывал необходимое количество времени, то сейчас платить следует за реально выполненную работу, измеримый и востребованный результат. Этот принцип лежит и в основе дистанционной работы. За счет перехода к проектному методу выполнения работ можно в разы быстрее подключать новые человеческие ресурсы, не вкладываясь в создание физических рабочих мест. Поэтому можно воспринимать сложившиеся обстоятельства, как возможность, а не как непреодолимую проблему.
Переходя от общего к частному остановлюсь на описании ситуации в секторе строительного проектирования и похожих на него. Ограничения в работе из-за карантина вызвали проблемы, связанные с организацией дистанционных рабочих мест и совместной работы, но не остановили работу над проектами. Более того, в большинстве случаев не было распоряжений о приостановке работ и продлении установленных сроков проектирования. Наоборот, строители не хотят упускать возможности в этом сезоне - некоторые уже приступили к работам, другие готовятся начать. Также, никуда не делись потребности в ремонтах. Все эти работы нуждаются в предварительном проектировании. Таким образом, можно констатировать, что в целом, работа в секторе проектирования может и должна продолжаться, и регулируется она скорее спросом, чем ограничениями. Однако, есть несколько объективных причин, которые влияют на ход работ.
Это изыскания и обследования, получение исходных данных. Работа геодезистов, топографов, проведение натурных обследований могут быть невозможны из-за карантинных ограничений. Обойти это ограничение полностью нельзя - даже, если бы использовались дроны и зонды. Но есть варианты сократить время обследования и количество людей, нуждающихся для полевых работ - например, это достаточно развитые методы и инструменты лазерного сканирования, фотограмметрии.
Аппаратное и программное обеспечение для выполнения проектных работ отсутствует или недостаточно в домашних условиях. Самое простое - это переместить рабочие станции домой, но этого зачастую может оказаться недостаточно. Необходимо наладить стабильный и достаточно скоростной доступ в интернет, обеспечить его защиту (особенно в условиях работы с конфиденциальной информацией), решить проблемы с лицензированием (сетевые лицензии часто раздаются сервером лицензий организации, а значит дома ПО не заработает). Возникают довольно банальные проблемы с распечаткой и сканированием документов. Особое значение приобретают такие компоненты, как веб камеры и гарнитуры.
Гораздо важнее встаёт вопрос эффективных коммуникаций рабочих групп и команд, с руководством, с подрядчиками и заказчиками. При кажущейся доступности разнообразных каналов связи эта проблема даёт о себе знать в первые же часы и дни. Если в организации не удалось перевести офисную телефонию в режим дистанционной работы, то придется выбрать какую-то платформу, вроде Skype для оперативного взаимодействия внутри организации. При этом возникают проблемы совместимости традиционных средств связи (телефоны офисные и мобильных операторов собственные и заказчиков), доступности и надежности этих средств, а также информационной безопасности.
Становится сложнее контролировать ход работ. Если до карантина было достаточно подойти к сотруднику и через плечо посмотреть за ходом работ, то сейчас руководитель совершенно не знает, чем занимается сотрудник в настоящий момент времени. Вместе с коммуникативной проблемой, эта может сильно снизить общую эффективность. Возможно, именно такое понимание ситуации некоторыми руководителями обосновало полную приостановку работы организации на время карантина.
Взаимодействие команды также может значительно измениться. Так, в организациях, где обмен файлами велся через общие папки, появились проблемы, которые можно было бы попытаться решить с помощью облачных файловых сервисов и синхронизации. Но тогда возникают трудности разграничения доступа, разделения прав и ролей, определения и обеспечения порядка работы с данными в общих папках. Большое значение имеет эволюция среды общения, как проектной команды, так и других групп и всего коллектива организации. Раньше люди видели друг друга в офисе, обменивались информацией в том числе неформальными способами (за чашкой кофе, например), а в условиях карантина они, как ни странно, при правильной организации работ, будут иметь меньше возможностей для неформального общения.
В последние годы во всем мире происходило повсеместное внедрение технологий информационного моделирования. Тема несколько избита, поэтому постараюсь ограничиться общей оценкой текущего состояния на национальном рынке, пригодности и востребованности этой технологии в нынешних условиях и дать прогноз развития.
Сегодня можно с уверенностью констатировать, что тектонический сдвиг парадигмы проектирования от чертежей к моделированию уже начался и обратного пути сейчас не предвидится. Для нас это также очевидно, как невозможность вернуться к дисковым телефонам и печатным машинкам. Оговорюсь, что совершенно этого исключать нельзя, как некоей постапокалиптической возможности. Большинство специалистов так или иначе владеют инструментами информационного моделирования. Часто (пока еще) уровня владения недостаточно для свободного и полного использования BIM, но эти технологии и инструменты уже вошли в нашу жизнь и не выйдут из употребления.
Работа с информационной моделью крайне востребована в дистанционной работе и является, по сути, безальтернативной перспективой для проектной организации. Другое дело, что традиционные методы проектирования (выпуск чертежей) и информационное моделирование - это не полярные состояния. В любой компании (от консервативной и даже устаревшей, до передовой и ультрасовременной) используются как те, так и другие. Более эффективна та команда, которая больше использует информационное моделирование: у них меньше ошибок, быстрее выполняется работа, они лучше взаимодействуют как между собой, так и с заказчиком.
Отдельно стоит рассмотреть такой тренд, как цифровые двойники. “Создание цифрового двойника - дорогое удовольствие.” Здесь стоит отметить две группы факторов, которые заставят усомниться в этом утверждении. Во-первых, дороговизна определялась уникальностью этой идеи, небольшим предложением и потенциально высоким спросом, а также дороговизной отдельных компонент решения. А во-вторых, цифровой двойник становится реальной возможностью для организации всех работ по эксплуатации объекта с применением принципов дистанционной и распределенной работы. Нужно добавить еще и факторы вынужденной неизбежности: ветшающие архивы, возрастающий разрыв между проектной документацией и реальным объектом, ограниченность в проведении натурных обследований. Вывод - работа по созданию и ведению цифровых двойников будет продолжена и дальше.
Попробую выделить признаки того, что сделает проектную компанию аутсайдером. Из моего прогноза могут быть исключения, особенно в наших условиях. Здесь можно иметь ввиду проектирование специальных объектов, в том числе, военного назначения, или пуститься в рассуждения о землячестве/коррумпированности/высших силах. Ограничусь общей практикой.
Верным признаком излишнего консерватизма, представляющего угрозу будущему является работа над чертежами без моделирования. Если в результате работы над проектом в организации появляется кипа листов, но нет моделей, из которых они получены - это проблема. Черчение само по себе является рутинной, механической работой, которую можно сравнить с перепечатыванием текстов или вычислениями таблиц с помощью калькулятора. Этот труд, в большинстве случаев, невозможно определить как эффективный.
Отсутствие регламентов и стандартов для работы с информационным моделированием это пока еще не проблема, но потенциальная угроза. Она маячит перед компаниями, которые начали внедрение информационного моделирования и, возможно, уже выпустили один-два проекта. Мы постоянно говорим о том, что BIM подразумевает исключительно командную игру, как футбол. Даже великолепное владение мячом не компенсирует отсутствие сыгранности. Регламенты и стандарты это необходимый свод правил игры.
Новые технологии подразумевают новые инструменты, платформы, решения и инфраструктуру. Еще конкретнее речь идет о программном обеспечении, компьютерах и серверах для него, каналах передачи данных, информационных системах. Исходя из рационального и прагматичного подхода, признаком устаревания можно считать версии ПО от 2-3 лет и старше, рабочие станции старше 5-ти лет. В некоторых случаях, когда проектная компания интегрирована в экосистемы заказчиков это требование звучит более конкретно. Отдельно упомяну регулярное повышение квалификации и переквалификацию персонала. Обучение, которое проводилось пять лет назад и раньше уже устарело.
Еще одним признаком устаревания является невозможность или ограниченность в применении методов дистанционной работы, а также недостаточная интеграция субподрядчиков в проект. Конкретный пример - выдача задания только в виде исходных чертежей (планов, разрезов), и такая же приемка результатов.
Таким образом, можно резюмировать и выделить фокусные направления в борьбе с устареванием.
На первое место я поставлю системы организации выполнения работ (планирование, распределение, контроль) для проектных организаций. Если вам знаком принцип Парето, то именно этим и можно воспользоваться при безотлагательном внедрении систем документооборота и управления проектами. Мне не очень нравится узкое определение таких систем именно, как систем документооборота потому что, в нынешней реальности они должны обеспечивать больше, чем просто обмен документами. Я не буду расписывать в подробностях функциональные требования, ограничусь перечислением: среда общих данных (CDE), календарное планирование, управление ресурсами, доступ к системе из любого места, полноценная поддержка BIM. Отмечу также, что такая система должна быть проста и понятна для заказчиков и субподрядчиков.
Увеличение количества BIM инструментов - это второе важное направление. На каком-то одном САПР инструменте свет клином не сошелся. Сейчас важно быть гибким и оперативно реагировать на изменения спроса. Например, нужно быть готовыми к тому, что следующий проект придется делать в САПР, с которой раньше не приходилось работать. А для этого нужно одновременно решать две задачи: переквалификация (обучение) и оснащение лицензиями (под проект). Первую задачу можно и нужно решать системно, рынок на сегодня предлагает множество вариантов. А с приобретением ПО ставку нужно делать на временные (годовые или еще более кратковременные) лицензии. Безусловно, нельзя забывать и поговорке о двух зайцах. Здесь решением может быть выбор основной САПР, наличие ее в нематериальном активе компании (как постоянных лицензий) позволяющей выходить на конкурсы и проходить проверки и аттестации.
Развитие средств работы с виртуальными командами - третья рекомендация. Как я уже говорил ранее, дистанционная работа предъявляет специфические требования к коммуникациям. Важно, чтобы помимо организации работ решена была задача единой среды общения. Она должна охватывать телефонную (видео связь), мессенджеры, коммуницирование с внешними пользователями (заказчиками, субподрядчиками и др.)
Наиболее успешные в этом прогрессе будут расти и возглавят отрасль даже в условиях кризиса.
Эта статья обозначила много вопросов и тем, которые можно развить и детально проработать. Если у вас возникли вопросы или желание обсудить это, то это можно сделать на виртуальной встрече в ZOOM или в нашем чате Telegram. Также мы оказываем услуги по внедрению всех вышеперечисленных технологий.